Город поиска: Москва
Ключевым условием для эффективного функционирования системы охлаждения двигателя является использование чистой и мягкой воды. Если система заполняется загрязненной и жесткой водой, примеси могут засорить сердцевину радиатора, а наличие солей может привести к образованию накипи на стенках водяной рубашки. В результате возникает проблема с отводом тепла, что приводит к перегреву двигателя.
Если необходимо смягчить воду, ее можно предварительно вскипятить. Мягкой водой считается дождевая вода и вода, использованная в системе охлаждения двигателей. Поэтому рекомендуется собирать выброшенную из системы воду в чистую посуду, процедить ее и использовать для долива и заправки системы охлаждения.
Для смягчения жесткой воды также можно использовать каустическую соду (6-7 г на 10 л воды) или тринатрийфосфат (10-20 г на 10 л воды). Рекомендуется растворить необходимое количество соды или тринатрийфосфата в ведре с водой, хорошо перемешать до полного растворения, оставить настаиваться в течение 10-20 минут. Затем раствор следует вылить в бочку с водой, перемешать и после 2-3 часов настаивания использовать для заправки системы охлаждения.
Можно также смягчить воду путем фильтрования через глауконитовый фильтр или обработки ее в аппарате-воронке для магнитной обработки воды.
Заливать воду в систему охлаждения следует через воронку с мелкой сеткой, на которую положена полотняная ткань. Не рекомендуется использовать воду, содержащую хлор или сернистые соли, так как они могут разрушить латунные трубки. В случае необходимости использования такой воды, рекомендуется добавлять 10 г жидкого стекла на 10 л воды.
В зимний период вместо воды в систему охлаждения двигателя следует заливать антифриз а-40 или а-65, который представляет собой смесь этиленгликоля и воды. Цифры в названии антифриза указывают на его температуру замерзания. В настоящее время часто используются антифризы тосол а-40 и тосол а-50, которые содержат этиленгликоль и противокоррозионные и антипенные добавки.
Из-за большего коэффициента расширения антифриза по сравнению с водой уровень его в радиаторе должен быть на 10—12 мм ниже уровня воды.
Необходимо помнить, что этиленгликоль ядовит, поэтому при работе с антифризом следует соблюдать меры предосторожности.
В некоторых предприятиях, работающих в северных регионах страны, в качестве охлаждающей жидкости используется дизельное топливо. Однако оно негативно влияет на соединительные шланги, приводя к их быстрому износу. Для снижения разрушительного воздействия рекомендуется нагревать топливо до 130-150 °С с добавлением 2-4% медной или латунной стружки от массы топлива. Перед заливкой в систему топливо необходимо профильтровать. По окончании зимнего сезона систему охлаждения следует промыть раствором каустической соды.
К работам по техническому обслуживанию системы охлаждения двигателей относятся контроль температуры и уровня охлаждающей жидкости, проверка герметичности системы, очистка радиатора, проверка уплотнений водяного насоса, смазка его подшипников, удаление накипи из системы, проверка термостата и термометра.
При нормальной загрузке автомобиля температура охлаждающей жидкости в системе должна быть в диапазоне 80-95 °С. Если температура находится вне указанного диапазона, следует проверить наличие достаточного количества охлаждающей жидкости, наличие утечек, состояние трубок радиатора, натяжение ремня привода вентилятора и правильность работы шторки или жалюзи радиатора. В случае двигателей с воздушным охлаждением необходимо проверить крепление кожуха, очистить оребрение цилиндров и головок от загрязнений, а также проверить натяжение ремней вентилятора.
Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе не должен быть ниже 80 мм от верхней плоскости заливной горловины. Не рекомендуется заливать холодную воду в перегретый двигатель и горячую воду в холодный двигатель, чтобы избежать появления трещин в блоке и головке цилиндров.
Если уровень антифриза в радиаторе понижается из-за испарения этиленгликоля, в него следует долить воду. Однако перед доливкой воды необходимо проверить плотность антифриза с помощью ареометра или гидрометра. Если плотность антифриза а-40 превышает 1,07 г/см3, а а-65 — 1,084 г/см3, следует долить воду, а в случае меньшей плотности — добавляется антифриз.
Приспособление ки-13918 имеет два сектора и шток с рукояткой. На секторе нарисована шкала, состоящая из двух наклонных линий. На одной из линий указаны цифры (1,2, 3, 4, 5, 6), они условно обозначают типоразмер ремня. Между линиями есть надпись «норма», она обозначает зону нормального натяжения ремня. Также на секторе нанесена справочная табличка, где указаны типы ремней, применяемых на разных двигателях. Буква на табличке обозначает определенное приспособление (вентилятор, генератор, компрессор), а типы ремней обозначены точно так же, как и на секторе.
Для проверки натяжения ремня приспособление прикладывают к ремню перпендикулярно его поверхности в середине между шкивами так, чтобы основания секторов упирались в ремень. Потом нажимают на рукоятку штока до тех пор, пока риски на секторе не совпадут с торцом кольца. Это положение соответствует усилию сжатия пружины приспособления, равному 40 Н. При нажатии на рукоятку секторы, связанные со штоком, поворачиваются, и меняется положение контрольной грани сектора относительно шкалы. От места их пересечения определяется усилие натяжения ремня. Если грань перекрывает линию на шкале, то ремень нужно натянуть, а если не доходит до линии без цифр, то ослабить его.
Для натяжения ремня вентилятора на двигателях Д-65, СМД-14 и Д-240 необходимо ослабить крепление генератора к кронштейну. Надо открутить немного гайку крепления генератора к планке и, поворачивая рукой генератор, достичь нужного натяжения ремня. После этого одной рукой удерживают генератор, а другой закрепляют его.
Натяжение ремня вентилятора на двигателях А-41 и А-01М достигается путем перемещения натяжного ролика с помощью регулировочного болта. Для этого ослабляют гайку крепления оси ролика и контргайку регулировочного болта.
Для натяжения ремня вентилятора на двигателе Д-108 нужно ослабить три гайки крепления кронштейна вентилятора. Затем на два-три оборота отвернуть контргайку регулировочного болта и, вращая болт, перемещать кронштейн вместе с вентилятором, пока не достигнешь нужного натяжения ремня. По завершении регулировки затянуть контргайку болта и гайки крепления кронштейна.
Для натяжения ремня вентилятора на двигателе Д-160 нужно поворачивать регулировочный винт, при этом перемещается кронштейн вместе с натяжным роликом. После регулировки нужно затянуть контргайку винта.
Степень загрязнения сердцевины радиатора проверяют по эффективности его действия. Измеряют температуру воды на входе и выходе из радиатора. Если разница температур менее 10 °С, то сердцевину надо очистить. Проверяют радиатор, когда температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения составляет 85—96 °С.
Крупные загрязнения между пластинами и трубками радиатора удаляют деревянными чистиками в начале, а затем струей воды или сжатым воздухом. Внутри сердцевину промывают раствором одновременно со всей системой.
Наличие накипи в системе охлаждения двигателя определяют по времени нагрева охлаждающей жидкости. Если при закрытой шторке или жалюзи радиатора вода нагревается до 50—60 °С более чем за 8 минут, значит, в системе есть накипь. О наличии накипи в системе можно судить и по разности температур охлаждающей жидкости и масла в картере прогретого двигателя. Чем меньше разность температур, тем больше накипи. Температуру масла и охлаждающей жидкости измеряют эталонными термометрами, датчики которых устанавливают в заливную горловину радиатора и картер двигателя.
Накипь на стенках водяной рубашки двигателя чаще всего удаляют растворами кальцинированной или каустической соды. Первый из них готовят из 100—150 г соды и 50 г керосина, а второй — из 50—60 г каустика и 25 г керосина на 1 л воды. Наливают один из предложенных растворов в систему охлаждения двигателя и работают на машине 10—12 часов, после чего сливают раствор.