Город поиска: Москва
Отметкой начала истории фотографии является 1826 год, когда французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс впервые зафиксировал световое изображение на оловянной пластине, покрытой битумом. Он использовал камеру-обскуру, чтобы проецировать вид из окна на эту пластину в течение восьми часов. Это изображение, известное как "Вид из окна в ле Гра", принято считать первой фотографией, дошедшей до наших дней.
Однако использование олова и битума в дальнейшем не получило развития, хотя камеру-обскуру изобретатели продолжили использовать с другими светочувствительными материалами. Изначально камера-обскура была темным помещением с маленьким отверстием в стене или шторах, через которое проецировалось изображение на противоположную стену. Затем эта идея была развита в ящик с отверстием и светочувствительной пластиной. Не было объективов, затворов или механики. Одним из примеров такой камеры-обскуры середины XVIII века, которая использовала зеркало для проецирования изображения на прозрачную пластину, была представлена в Лондонском музее науки. Пользователи могли рисовать изображения близкие к реальности, даже не обладая навыками художника. Такие устройства использовались в то время, когда не было светочувствительных пластин, пленок или матриц.
В настоящее время камеры-обскуры снова стали популярными среди художников и научных проектов. Например, англичанка Реджина Валкенборг смогла снять кадр с самой длинной экспозицией в истории, используя камеру-обскуру из банки под сидр. Она разместила несколько банок с фотобумагой на телескопе обсерватории Бейфордбери в 2012 году и забыла о них. В 2020 году банки были случайно обнаружены, и на одном из листов фотобумаги было найдено 2953 следа от солнца, который двигался над горизонтом в течение восьми лет и двух месяцев.
Очередной важный шаг в развитии фотографии был сделан с переходом на химический процесс фиксации изображения, основанный на серебряных галогенидах. В середине XIX века француз Луи Дагер и другие пионеры фотографии использовали такие соли серебра в качестве светочувствительного слоя на пластинах. Это позволило создать многочисленные фотоматериалы на многие годы. Первоначально использовались пластины, включая серебряные и стеклянные. Именно эти пластины определили внешний вид старых фотоаппаратов в виде больших ящиков на треноге.
В середине XIX века началось развитие фотооптики и объективов. Некоторые решения, придуманные в то время, используются и по сей день. Например, в 1840 году венгерский изобретатель Йозеф Пецваль запатентовал оптическую схему объектива, получившую его имя, которая до сих пор популярна в творческой фотографии из-за своего специфического эффекта контраста и аберраций. Современные цифровые зеркальные камеры хорошо совместимы с объективами Пецваля, хотя они имеют винтажный дизайн.
"Планар", оптическая схема объектива, позволяющая создавать объективы с минимальными искажениями и простой в конструкции, была запатентована компанией Карл Цейсс в 1897 году. Множество популярных объективов до сих пор создаются на основе этой схемы. Например, в 2016 году компания Sony анонсировала объектив Сarl Zeiss Planar T* FE 50 mm f/1.4 ZA (SEL-50F14Z), который был создан по этой оптической схеме почти через 120 лет после ее изобретения.
Еще одна технология, возникшая в середине XIX века, - стереофотография или 3D. Первые снимки, сделанные в стереоскопическом формате, были представлены общественности британским физиком и изобретателем Чарльзом Уитстоном на всемирной выставке в Лондоне в 1851 году. Однако для просмотра таких изображений тогда требовался стереоскоп.
Первый фотоаппарат для съемки стереофото был создан Дэвидом Брюстером за два года до этого события, но уже в 1855 году появились специальные зеркальные насадки, которые позволили использовать обычные камеры для съемки 3D-фото. Затем интерес к стереофотографии то возникал, то угасал. Существуют двухобъективные камеры для стереофотографии, выпускающиеся на протяжении многих лет. Недавно был представлен объектив Canon RF 5.2mm f/2.8L Dual Fisheye, который позволяет создавать стереоскопический VR-контент с эффектом объема на обычной камере Canon EOS R5.
Американец Джордж Истман, основатель компании Kodak, внес существенный вклад в удобство и компактность фотоаппаратов. В 1880-е годы он разработал технологию нанесения светочувствительной эмульсии на гибкую пленку. В 1888 году была представлена пленка. По сравнению с громоздкими и хрупкими пластинами, это был настоящий технологический прорыв: пленку можно было скручивать в рулон и делать на ней несколько снимков.
Джордж Истман сделал огромный вклад в развитие фотографии. Он сделал ее доступной для массового потребителя. На рынке появился фотоаппарат Kodak Brownie, выпущенный в 1900 году, стоимостью всего 1 доллар, а пленка для него продавалась за 15 центов. Для сравнения, средняя зарплата школьной учительницы в США составляла около 40 долларов, что позволяло купить галлон молока или около 3,5 кг мяса.
Но даже тогда уже возникали идеи о цветной фотографии. Британский фотограф и изобретатель Томас Саттон продемонстрировал возможность создания цветного изображения еще в 1861 году. Он предложил переделать фотографии с помощью трех цветных фильтров - красного, синего и зеленого. Но доступные на тот момент материалы не обеспечивали нужную чувствительность к определенным цветам, поэтому создание практически применимой технологии цветной фотографии затянулось.
Мы можем дать признание работы Сергея Прокудина-Горского, который активно снимал цветные фотографии Российской Империи в начале XX века. Его коллекция сохранилась и сейчас доступна в сети. Многие из его снимков выглядят так, будто они сделаны всего вчера. Тем не менее, для съемки Прокудин-Горский использовал технику, требующую исключительного мастерства и стабильности, так как ему приходилось снимать три кадра с разными фильтрами в неподвижности.
Постепенно развивалась и технология цветной фотографии. Brратья Люмьер запатентовали метод "автохром" в 1903 году, который позволял получать цветное изображение на стеклянной пластинке. Однако, это было дорого и не очень удобно в работе.
Но настоящая цветная фотография стала возможной только с появлением пленки Kodachrome в 1935 году. Компания Kodak, которая предложила эту новую технологию, снова проявила себя как инноватор в области фотографии.
Необходимо упомянуть и немецкую компанию Leica, которая сделала настоящие прорывы в развитии фотоаппаратов. С их помощью стало возможным снимать быстро, удобно и надежно. Leica I появился в 1925 году и стал первым шагом к совершенствованию. В 1932 году появилась Leica II с дальномерным видоискателем и возможностью смены объектива. Советские фотоаппараты "Фэд" и "Зоркий" были клонами Leica и выпускались массово с 1934 по 1980 годы.
Вторая половина XX века принесла с собой выход на мировую арену японских производителей фотоаппаратов, таких как Canon, Nikon и Pentax. Они стали известны благодаря зеркальным камерам, которые позволяли видеть мир через объектив, а также использовать сменную оптику без ограничений. Японские камеры стали самыми популярными в мире.
В то же время, отечественный фотоаппарат Смена-8м стал рекордсменом по производству с более чем 21 миллионом выпущенных экземпляров с 1963 по 1995 год.
Таким образом, история развития фотографии является фасцинирующим путешествием от простейших фотоаппаратов до современных цифровых технологий.
Как и в начале 20-го века, новый технологический прорыв в мире фотографии произошел при участии компании Kodak. Инженер Фрэнсис Эпполе Байер разработал метод цветового разделения для цифровых матриц, известный как Байеровская матрица, которая сейчас используется в большинстве фотоаппаратов и практически во всех смартфонах. Требовалось некоторое время, чтобы отточить эту технологию, и уже в начале 21-го века пленочные камеры стали редкостью, а фотография перешла в цифровую эпоху. Теперь это принимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Но тогда возможность сделать бесконечно много снимков, увидеть результат сразу же на экране, а не тратить время и деньги на пленку и проявку, была буквально мечтой миллионов фотографов. Знаковым символом этой эпохи стало выпущенное в 2003 году зеркальное фотоаппарат Canon EOS 300D. Он первым преодолел символическую отметку в $1,000 и доказал, что цифровая фотография может быть доступной для любителей.
Дальнейшее развитие фотоаппаратов происходило со скоростью, которую ранее индустрия не имела. Производители первым делом стали избавляться от зеркала в зеркальных камерах. Раньше оно использовалось для того, чтобы фотограф видел изображение из объектива через оптический видоискатель. Теперь матрица и экран, а также электронный видоискатель брали на себя эту функцию. Многие вспомогательные системы стали ненужными и были убраны. Новый класс камер - беззеркальные камеры - стал значительно проще, компактнее и легче зеркальных камер. Однако электроника в них значительно улучшилась: автофокус научился распознавать лица, глаза, птиц, животных… Число мегапикселей росло просто геометрической прогрессией.
В борьбе за сердца покупателей, современные фотоаппараты стали не только умными, но и привлекательными с виду. Nikon Zfc выглядит как старый ретро-фотоаппарат, но внутри - современная цифровая технология.
Сегодня фотоаппараты среднего уровня с легкостью могут делать кадры для рекламных материалов. Производителям пришлось обновить объективы в соответствии с современными требованиями к качеству: новые объективы стали более четкими, лучшими и, к сожалению, дороже. Но появились смартфоны. К 2022 году они окончательно сместили с рынка популярные зеркальные камеры и даже современные беззеркальные. Да, снимают они в некоторых случаях хуже, однако они всегда под рукой, и это их неоспоримое преимущество.